ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ - официальный дилер YAMAHA MOTOR Co., Ltd.   YAMAHA MOTOR Co YAMAHA

снегоходы YAMAHA

   
  Главная - Пресса о продукции YAMAHA    
YAMAHA- ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ - официальный дистрибьютор YAMAHA MOTOR Co., Ltd
 

   Публикации в прессе о продукции YAMAHA и компании ПЕТРОСЕТ БОЛЬШОЙ

   "Ямаха" против НАТО. Сравнение первое

 
«Хороший водитель — это не тот, который способен управлять вездеходом в любой ситуации, а тот, кто поддерживает должное состояние вездехода и сообщает командиру отделения о неполадках, которые он сам не в состоянии исправить».
Инструкция по эксплуатации гусеничного вездехода.
Утверждена Командиром материального отдела
ВС Норвегии 01.01.77.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кольский полуостров хоть по картографической епархии и числится почти что в Западной Европе, а все ж таки - холодная заполярная Тмутаракань, а другими словами - сплошнейшее бездорожье. Если провести символическую прямую от поселка Туманный на севере - через село Ловозеро - до Умбы на Белом море*, то она тут все четко разграничит: на цивилизацию, расположенную к западу от нее, и "отдаленку", куда можно добраться лишь по воздуху (круглый год), морем в летнее время или на тракторах и снегоходах зимой.

Подчас среди снежных "саванн" можно встретить и оленью упряжку. Правда, для того надо отправиться на ежегодный праздник Севера, ибо нынешние оленеводы для передвижения в бескрайних тундрах все более предпочитают стальных гусеничных коней: в плане разветвленности дорожной сети на полуострове практически мало что изменилось с того момента, когда главный здешний город, Мурманск, назывался еще Романов-на-Мурмане. В социальном же плане положение местных "отдаленщиков" пусть и значительно лучше, нежели в 1916, но уж, конечно, болезненнее, чем лет 25 назад.
Зато по части рекреационных достижений Мурманская область значительно опережает любой регион России. Пожалуй, лишь в Чеченской республике количество приезжих визитеров неуклонно возрастает в последние годы, но на Кавказ неулыбчивые мужчины едут совсем по другому промыслу. На Кольском же песня нашему уху попроще - тут можно вдоволь наловить солидных лососей, славно поохотиться по перу или на берлоге. Или, в конце концов, испытать характер на крепких порогах, многие из которых проходят в туристических ранжирах даже по 6-ой категории сложности.

Именно поэтому областные органы рыболовного и охотничьего надзора регулярно проводят рейды на подведомственных территориях. Летом, естественно, чаще, зимою - эпизодически: ведь тут надо иметь не только отменную личную экипировку, но и надежнейшие транспортные средства.

Конкретно последнее обстоятельство и было одной из причин рождения нынешней экспедиции в труднодоступные закоулки Ловозерского района. Дело заключалось в том, что известный мурманский предприниматель (по политическим соображениям условно назовем его "мистер Т") притащил из-за кордона чудо-вездеходы. Обладая резиновыми гусеницами и вольвовским движком, эти темно-зеленые "Ноевы ковчеги" должны были не только благополучно двигаться по бездорожью с грузом до 1,5 т со скоростью до 40 км/час, но в случае чего — и плавать (3 км/час).

Машины многие годы стояли на натовском вооружении в ихнем Заполярье, и совсем недавно были вчистую списаны. Конечно, "мистер Т", втащивший на Родину несколько десятков заграничных армейских каракатиц, хотел с выгодой пристроить железный товар (сплетники уверяли, что агрегаты были куплены в Норвегии за 3 тысячи, а здесь продавались уже за 10 тыс.у.е.), ну а лучших покупателей, чем природоохранные ведомства, для такой сделки вряд ли сыщешь.
В общем и целом, за две недели нам предстояло пройти около 1000 км по глубоко заснеженному и разнообразному рельефу ловозерской недоступности, исследуя - что за изменения произошли на рыболовно-охотничьей ниве, и какие наблюдаются тенденции в природе в целом.
В надежности техники никто даже ни на миллиметр не прищуривался — одно название "Вольво" было стопроцентной гарантией успеха.

День первый. Голосование в Ловозере

Как обычно, пара дней перед выездом в "никуда" посвящаются подгонке оборудования, проверке техники и закупке провианта. Все это происходит на отличной базе облохотуправления, стоящей на северной оконечности села, прямо за кладбищем. Хозяйничает тут, по-прежнему, егерь Яков Сафронов, рассудительный карел с Умбских притоков. Мы знатно парились у него в бане еще пару лет назад, когда уходили в тундры на "Буранах" (приблизительно с той же целью, что и нынче).

Все, вроде бы как прежде - и неторопливое Ловозеро, и бесхозная полузанесенная снегом техника, и непьющий егерь. Исчезли лишь трескучие "Бураны", без каких ранее этот ландшафт никак не смотрелся.

— Сейчас за свои деньги и по своей воле на снегоходы Рыбинского завода ни за что не сяду! - категорично и уверенно басит Яков. — Пришлось тут недавно по случаю недельку на этих страшилах по лесу погонять, так после три дня спиною мучался.

Карелы — народ основательный и говорят убедительно. Точно так же Яшка два года назад уверял меня, что в природе для быстрого хождения по снегу нет ничего лучше, чем … "Буран". Сейчас у егеря собственный Scandic 380 2000 года выпуска, приобретенный год назад за 4000 долларов. Полно иномарок и у других ловозерцев. Кроме "скандиков", можно легко различить и "линксы" (Lynx 3900, Forrest Fox, Lynx Ranger), и, конечно, давно известную на Кольском Yamaha Bravo. Именно последняя игрушка и должна была, на всякий случай, ехать вместе с нами на багажнике ползучего натовского чудовища. Партию этих снегоходов завезли в Мурманскую область из Швеции еще в 1991 году - и на спидометре нашего пошарпанного дедушки намотано уже 8000 км. Хотя, по утверждению Андрея Орехова, купившего аналогичный снегоход в прошлом году за тысячу "зеленых" (местный совхоз заплатил за новье всего 5200 рублей), никак не менее 12 тысяч. Естественно, такой старожил должен был иметь хоть какую-нибудь жизненную легенду.

— Это была специальная сборка, произведенная в Норвегии, поэтому тут ничего и не ломается, — тоном, не допускающим никаких возражений, рассуждал Андрей.
Мы согласно кивали, но не придавали этим мелочам значения, ибо никто и не думал серьезно использовать это древнее сокровище.

Позже мне, правда, удалось доподлинно выяснить, что ореховский снегоход был собран до последнего винтика 3 ноября 1988 года в Японии, а от Норвегии ему досталась лишь блестящая наклейка с оленьей упряжкой и названием дилера из города Карасийок.

Механики дают экспедиции отмашку на выход. Но прежде следует справить гражданский долг и проголосовать, ведь сегодня же 15 марта, а значит - выборы. Если для москвичей или питерцев больше интересен вопрос центральной власти, то в Ловозере всех волнуют местные кандидаты. С удивлением обнаруживаем в списках баллотирующихся на главу муниципального образования Ивана Вдовина, директора районного краеведческого музея.
Иван пешком исходил весь Кольский и создал экспозицию, достойную любого крупного города. Активно вел исследовательскую и научную работу. Поэтому видеть его фото в ряду с профессиональными администраторами - непривычно.

— Удивительно, ведь прежде нормальный человек был. Правда, спиртного не пил, — подвел черту под общими раздумьями главный организатор экспедиции Володя Шамышев.
"Отстрелялись" у избирательных ящиков мы просто мгновенно, тем более, что у меня не было открепительного талона - и для свободного волеизлияния требовалось ехать за 40 км в Ревду, что было бы уж совсем неправильно.

Первые поломки

Вездеходы не проехали и двух километров, как выяснилось, что потрепанный ямаховский снегоход все никак не угнездится на деревянных санях, зачаленных за фаркоп гусеничного вездехода - валился, бедолага, с боку на бок.
Пришлось сани забросить на багажник, а в "Браво" залить бензин - и направить повдоль маршрута уже своим ходом, что, конечно же, напрочь меняло все планы и картину экспедиции. Во-первых, "снегонатовездеходы" уверенно шли лишь со скоростью не более 20 км/час, но зато там и в кабине, и кузове отменно работали печки. С другого боку, было непросто бросить жребий - кому же придется объясняться с буераками, морозом и поземками за рулем снегохода. Но в тот день над Ловозером светило добродушное мартовское солнушко, морозец никак не забирал ниже минус восьми, так что без лишних пересудов на японца взгромоздился, дал по газьям и скрылся за опушкой леса сам Василий Тимофеевич, начальник областного охотуправления. Как говорится - был таков! Но не прошло и пятнадцати минут, как мы нагнали растерянного Тимофеича с безжизненным снегоходом. Он услышал странный металлический звук в двигателе - и предусмотрительно остановился. Все оказалось банальным - у "бравого старичка" открутилось крепление двигателя к корпусу. Поломку, под шуточки и подколки, устранили всего за десять минут.
- Да, не выдержит "Ямаха" против НАТО, - с грустной насмешкой прокомментировал эпизод усатый Андрей, главный механик экспедиции.
Но ждать иного пришлось недолго - стрелки часов пробежали всего-то полчаса, как уже в недрах грозного вольвовского монстра что-то застучало и свирепо заскрежетало. Ни много ни мало, а вырвало кронштейн крепления поворотного гидроцилиндра. А ведь проехали-то мы всего 20 км от поселка! Слава Богу, и Андрей, и молодой Леха (еще один механик), и сам Орехов - "с руками" и с инструментом в большом ладу. Так что, экспедиционный караван простоял на заснеженных тундровых кочках всего около часа. Прибавлю еще тот факт, что вышеобозначенный "мистер Т" предусмотрительно снабдил рискованное предприятие добротным инструментом и запчастями. Хотя сам, в последнюю минуту, по неназванным причинам, от участия в нем наотрез отказался.
Так, в общем-то, по недоразумению и началось негласное соревнование, наименование которому было вынесено во главу нынешних тундровых зарисовок.

Что такое "Браво".

Думаю, не погрешу против правды, если скажу, что это самая распространенная модель снегохода в мире - ведь на сегодняшний день продано их уже около 90 000 штук!
История создания удивительной машины уходит в конец 70-х годов прошлого века, когда группе под руководством Такахару Ишима (сейчас он руководит всей технической частью по производству снегоходов и квадрициклов на "Ямахе") была поставлена задача создать агрегат - специально для североамериканского рынка. Массой не более 120 кг и стоимостью в 1000 долларов. И вот, в 1981 году, в англоязычных туристических журналах и каталогах, под лозунгом "Вот так это должно быть!" (зарегистрированный слоган - лозунг "Ямахи" в те годы), появился одноцилиндровый (246 куб.см.) "BR 250 F".
Как объясняли публике в салонах, то был универсальный простейший снегоход для начинающих. Действительно, благодаря низко расположенному центру тяжести кувырнуться с него было не просто. Масло заливалось в отдельный бачок, а двигатель работал как сердце у молодой брюнетки перед первым поцелуем. Плюс к этому, руль мог устанавливаться в трех положениях, задний амортизатор был масляно/азотного наполнения (у конкурентов использовалось только масло) и, уже как опцию, можно было даже заказать и гидравлику на лыжи (сейчас это стандарт). С американского рынка модель исчезла лишь в 2000 году, но завоевала много ярых поклонников и почитателей. В целом, "Браво" претерпел мало изменений за 20 лет (например, топливный бак с 15 л увеличился до 24, а масса со 128 добралась до 175 кг). Но благодаря простоте, надежности, отменной проходимости по глубокому снегу, дешевизне (в России новенький "BR250T" безо всяких скидок стоит 4490 долларов) и доступности запасных частей, "Браво" стал широко использоваться уже и по хозяйственной части на всех континентах. В этом убедитесь и вы - по мере моего дальнейшего повествования.

Трактир "Куница"

От Ловозера до Краснощелья, самого большого отдаленного гражданского поселка района (около 800 человек)** - всего 142 км, но для тракторов, тянущих санные поезда со скоростью 5 км/час, это, как минимум, три дня хода.
Зима - самое время для "отдаленки" запастись всем необходимым на год вперед, ведь дороги туда нет, только вот бугристый тракторный зимник или четырехкрылый АН-2 по воздуху. Трактора идут в связке и тянут за собою в могучих деревянных санных клетях все, на что хватает фантазии жителям Краснощелья, вплоть до подержанных авто. Особой популярностью тут пользуются "Запоры-мыльницы". Их на "Большой земле" можно купить всего за пару сотен долларов.
Вдоль санного пути трактористами обустроены бревенчатые избушки. В одном постоялом дворе, по случаю наступивших сумерек, прибились и мы. Над входом в дом почему-то оказалась прибита вывеска - "Трактир Куница". Внутри - двухъярусные нары, стол и печка, где в закоптелой посуде ночлежники греют нехитрый харч и чай. Свет есть всегда, когда внутри балдеют трактористы: они подгоняют к срубу технику, которая хоть и беспрестанно молотит цилиндрами, зато дает ток для тусклой лампочки над столом. Внутри - сизо от дыма, намерзшие щеки обдает жаром раскрасневшейся печи со съемными конфорками, народу кругом тьма - не то, что на нары улечься, к столу протиснешься с превеликим трудом. Но, хвала Провидению, оценив ситуацию, Раф Ружейников, начальник оперативной инспекции Мурманрыбвода, вслух обещает назавтра проверить у всех в Краснощелье регистрационные документы на снегоходы… В избе сразу становится чуть посвободнее. Но, все одно, чтобы лечь на нары, следует краем глаза улучить момент, когда тамошний пахан нечаянно повернется на бок. Тут уж не теряйся, падай в пуховике на спину, раздеваться будешь после, главное — место забить!
Появление экспедиции на натовской технике местные встречают недоверчиво и с насмешками, как и все новое в России. Зато на старенький "Браво" никто и внимания не обращает, как будто он в Ловозерском районе век летовал.

— Эту "Ямаху" ломали только дураки, - пуская папиросный дым замысловатыми кольцами сквозь желтые зубы, цедит старший по возрасту — Поп (тракторист Юрий Попов), — либо бензин дрянной зальют, либо маслом не заправят. А еще, как напьются, так трос стартера порвут, идолы.
Поп не принимает алкоголя и, видимо, косо смотрит на молодых напарников, когда те норовят схватить 100 граммов украдкой.
Ребята рассказали, что один краснощелец на "Браво" дом поставил, таская за снегоходом бревна, по 250 кг каждое.

Экспедиция подводит итог первого дня пути: 2:1 в пользу "Ямахи" — уже в темноте у одного из армейских вездеходов "на взрыв" пошел дутик, вращающий резиновую гусеницу. Давление в нем 5,7 кг на куб.см - и при взрыве срезало все колесные шпильки. Ремонт на морозе занял 2,5 часа. Плюс к этому, "натовцы" на 60 км скушали почти по 50 л 92-го бензина, в то время, как снегоход не израсходовал и десятка.


* Более-менее сносная дорога идет вдоль моря - и до поселка Варзуга.
** В.И.Немирович-Данченко собирал этнографический материал в здешних местах в 80 х годах 19 века.

(Окончание)

СПОРТИВНОЕ РЫБОЛОВСТВО
ноябрь 2004
Андрей Великанов, Санкт-Петербург
 
Продукция YAMAHA MOTOR

Новости | Интернет-Магазин | Галерея | Ссылки | Обратная связь | Вебмастер | Поиск


Copyright © 2003-2010 ПЕТРОСЕТ-БОЛЬШОЙ. All rights reserved.

Rambler's Top100