|
Первым их начал строить во Флориде в начале 1960-х гг. легендарный Дон Аронау - бизнесмен, гонщик и конструктор. Он выиграл 176-мильную гонку Лонг Бич (Калифорния) - Энсенада (Мексика) на необычной 32-футовой лодке с V-образными носовыми обводами, названной "The Cigarette" за характерный корпус. С тех пор название "сигарета" стало почти нарицательным для нового класса судов. Помимо собственно «Cigarette», к нему относятся уже знакомые нашим читателям катера "Hustler" и ряд других марок.
Создание первого в нашей стране серийного катера класса "Offshore Sport" - важное событие, и я, конечно, не смог отказаться от предложения ощутить на воде скорость свыше 100 км/ч.
Впервые "Морской Дракон", созданный компанией "МОБИЛЕ ДИЗАЙН ГРУПП" по заказу группы компаний "ПЕТРОСЕТ", я увидел на берегу, на московском салоне яхт и катеров. В конструкции узнавались все приметы класса. Узкий стремительный корпус, кокпит в самой корме; на зализанной палубе - минимум деталей, даже швартовные утки убирающиеся. Шутка ли: расчетная скорость 140 км/ч, на которой важна не только гидро-, но и аэродинамика. Килеватость 23° на миделе и 21° в корме - катер предназначен для моря и должен не только быстро разгоняться, но и преодолевать волну с минимальными перегрузками. На скорости катер скользит на двух поперечных вентилируемых реданах. В них устроены каналы, через которые по трубам с палубы засасывается воздух, создавая воздушную смазку днища для снижения сопротивления и демпфирования ударов о волны. Эти же трубопроводы связаны с 200-литровой самоотливной балластной цистерной: на стоянке она заполняется водой и повышает статическую остойчивость, а при выходе лодки па глиссирование осушается. Топливный бак размещен под кокпитом.
Конструктивно лодка отформована из 4 секций: корпуса, палубы, каюты и узла днищевого набора. Для повышения прочности и уменьшения веса применены высокотехнологичные материалы: 2 слоя кевларового волокна (на днище), углепластик (стрингерные секции). Все это характерно и для других судов данного класса. Особенность "Дракона" - подвесные моторы, позволившие снизить вес и обеспечить ту же скорость при меньшей мощности. На тестируемой лодке стояли самые мощные на сей день "подвесники" "Yamaha Z300", 2-тактные, с непосредственным впрыском топлива. "Драконы" могут использоваться и с моторами других производителей. Под заказ возможен также вариант со стационарными двигателями 2x300 л.с. и угловыми колонками.
В кокпите 5 мест: кормовой диван и 2 трансформируемых передних сиденья с развитой боковой поддержкой. Обычное положение на ходу - полусидя или стоя, с опорой под спину; положение сидя - для отдыха на стоянке. Маленький спортивный штурвал с гидроприводом "Teleflex Sea Star" (полная перекладка на борт за 4 оборота).
В каюту попадаешь через сдвижную дверь; в закрытом положении по отформованным на ней ступеням можно пройти на носовую палубу. Каюта небольшая (высота под подволоком 1,3 м), но уютная: двуспальный носовой и 2 боковых кожаных дивана, ЖК-телевизор, гальюн с душем (отдельное помещение), камбуз с мойкой, спиртовой плиткой и "микроволновкой". Жить можно!
Несколько слов об отделке. Интерьер в светло-серых тонах, приятный для глаз, тщательно продуман и хорошо выполнен. Все обтекаемо, округло и удобно, ничто не мешает и не раздражает. Стильно, по-японски сдержанно и в то же время качественно и дорого.
Но главное для таких лодок не изысканность отделки, а ходовые качества. На испытаниях прототип удавалось разогнать на гладкой воде до 120 км/ч (на стандартных винтах). Работа по подбору винтов для достижения расчетных 140 км/ч продолжается. Наверное, на нем за 2 часа можно долететь до Выборгских шхер. Если хватит бензина. На максимальных оборотах 2 мотора потребляют 95-го 210 л/ч! Зато на крейсерской скорости 70-80 км/ч (3000-3500 об/мин.) расход снижается почти вдвое.
Отчаливаем от бона. На всякий случай снимаю шапку (чтоб не сдуло). Взвыли моторы всеми своими 12 цилиндрами, ощущаю, как меня прижало к спинке кресла... Через 10 с GPS показывает скорость 35 уз (64,8 км/ч), через 30 с разгоняемся до 58 уз (107 км/ч). На тахометрах 5100 об/мин. Это максимальная скорость, которой можно достичь без тонкой регулировки дифферента. Лодка очень легкая, на ее ход влияет все, даже размещение пассажиров на борту...
Воздух из-за невысокого козырька бьет в лицо, хочется надеть защитные очки (кстати, на серийных лодках ветровое стекло выше). Закладываем вираж. Косо наклонился горизонт... Изо всех сил вцепляюсь в мягкие ручки - они расположены перед каждым креслом. Пилот (здесь водителя иначе не назвать) поясняет: в повороте круче определенного радиуса катер ложится на скулу. Если продолжить поворот, крен еще возрастет. Лодка, безусловно, "адреналиновая", для управления требует хорошей реакции, умения и трезвого рассудка.
К сожалению (или к счастью?), день погожий; Неву теребит лишь мелкая рябь, и мореходность "Дракона" в полной мере нам не проверить. Но собственную волну, кстати, невысокую, не более 20-30 см, катер разрезает мягко, практически незаметно для пассажиров. Какого-либо дискомфорта не ощущается.
Наш короткий тест завершен, причаливаем. Впечатления? Это не практичное судно для дальних походов, не плавучий "дворец" для пышных приемов на стоянке. "Дракон" предназначен тем, для кого радость жизни - упругий ветер в лицо, бодрящий вкус адреналина, власть над быстротой и мощью. Жизнь, как известно, дается один раз. Почему бы не наполнить ее скоростью?
Александр Петровский
КАПИТАН-КЛУБ №2 март 2006 |